Поиск по этому блогу

четверг, 30 августа 2012 г.

Анализ эпизода литературного произведения



Чтобы проанализировать эпизод литературного произведения, нужно развернуто и доказательно разобрать все его аспекты, которые мы приводим для вас ниже в виде полного плана1.
  1. Определить границы эпизода2, дать ему название.
  2. Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода.
  3. Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить:
    • кто они?
    • каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические)?
  4. Раскрыть особенности начала эпизода (соответственно, и финала).
  5. Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания:
    • автора;
    • персонажей, особенно если это эпизод-диалог.
  6. Выявить и охарактеризовать противоречие (иначе говоря, миниконфликт), лежащее в основе эпизода.
  7. Охарактеризовать героев - участников эпизода:
    • их отношение к событию;
    • к вопросу (проблеме);
    • друг к другу;
    • кратко проанализировать речь участников диалога;
    • сделать разбор авторских пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев;
    • выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую);
    • определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.
  8. Охарактеризовать структуру эпизода (на какие микроэпизоды его можно разбить?); провести краткий разбор композиционных элементов эпизода: его завязки, кульминации, развязки.
  9. Выявить художественные детали в эпизоде, определить их значимость.
  10. Выявить наличие художественных описаний: портрета, пейзажа, интерьера; охарактеризовать особенности и значение этих элементов эпизода.
  11. Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме (развернутый разбор) и остроту конфликта в авторской оценке.
  12. Сформулировать основную мысль (идею) эпизода.
  13. Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами или иными элементами структуры произведения (с предисловиями автора, прологом, эпилогом, посвящением, эпиграфом, вставными фрагментами и т.п.).
Обратите внимание! Единственным доказательством вашей правоты и аргументом ваших рассуждений может быть художественный текст. Поэтому любой анализ литературного произведения должен включать использование цитат в необходимой и достаточной мере.
Рассмотрим пример. Предлагаем вам уже составленный развернутый проблемный план сочинения по анализу эпизода "Бородинское сражение" из романа Л.Толстого "Война и мир". Проблемным этот план называется потому, что его пункты составили вопросы, на которые предполагается отвечать в сочинении. Прочитайте его внимательно, следя за логикой рассуждений и их мотивировкой. Для того, чтобы содержание этой работы было вам хорошо ясно, перечитайте указанные главы романа Л.Толстого.
ПРОБЛЕМНЫЙ ПЛАН СОЧИНЕНИЯ
Анализ эпизода
"Бородинское сражение"
из романа Л.Толстого "Война и мир" (т.2, ч.2, гл. 19-39)

    Вступление:
  1. Доказываем, что эпизод Бородинского сражения является кульминационным в изображении войны в романе.
  2. Кратко характеризуем его связь с изображением войны 1805-1807 гг. и с описанием войны 1812 года.
    Главная часть:
  1. Кто из героев романа принимает участие в эпизоде?
    1. Почему сражение показано глазами Пьера? Что поражает Пьера накануне сражения (приводим цитаты)? Какие открытия он делает на Бородинском поле (цитируем)?
    2. Какими и с какой целью показаны в эпизоде Борис Друбецкой и Долохов?
    3. Какие мысли и чувства владели князем Андреем накануне сражения (можно процитировать)? Почему ему была неприятна встреча с Пьером? (Кратко сравните с эпизодом приезда Пьера к князю Андрею в Богучарово.) Что думает князь Андрей о военной тактике, о Кутузове, об исходе сражения (приводим цитаты)?
  2. На какие микроэпизоды можно разбить этот большой эпизод? Кратко сопоставим микроэпизоды "Пьер на батарее" и "Князь Андрей в резерве". Почему Толстой так распорядился судьбой героев?
  3. Какими увидел Толстой в этом эпизоде Кутузова и Наполеона? Как он их противопоставляет?
    1. Какие приемы использует Толстой для раскрытия характеров Наполеона и Кутузова до начала сражения? На какие детали их внешности и поведения обращает внимание? Обязательно приводим цитаты.
    2. Как ведут себя Кутузов и Наполеон во время сражения? Покажем, что они противопоставляются как полководцы и как личности (можно использовать термин "конфликт"). Цитируем.
    3. Почему Толстой считал поступки Наполеона противоположными добру и правде? Приводим суждения автора (в подробном пересказе или в цитате.) Формулируем мысли (идеи) автора, выраженные в этом противопоставлении, а значит, и во всем эпизоде.
    4. Как Кутузов и Наполеон связаны в антитезе "истинное-ложное"? Формулируем мысли автора по этому вопросу.
  4. Как проявляется гуманизм Толстого в изображении Бородинского сражения?
    1. Каково отношение к войне князя Андрея, Пьера, Наполеона, автора? Приводим цитаты.
    2. Почему эпизод начинается и заканчивается пейзажем? Кратко анализируем пейзаж и делаем выводы.
    3. Как раскрывается в эпизоде содержание слова "мир"? Когда оно еще звучало в романе в этом смысле? (Так вы свяжете эпизод с основными идеями романа и смыслом его названия.)
  5. Раскрываем мастерство Толстого в создании эпизода:
    1. Почему, описывая Бородинское сражение, Толстой чередует сцены, в которых участвуют полководцы и генералы, с теми, в центре которых простые солдаты или знакомые нам вымышленные персонажи? Так вы охарактеризуете композицию эпизода.
    2. Как сочетается в описании сражения стремление Толстого к обобщению, с одной стороны, и к детализации, конкретности - с другой?
    3. Докажем, что Толстой, изображая Бородинское сражение, выступает как историк, как философ, как художник-реалист и как психолог (желательно все эти слова использовать в сочинении).
    Заключение. Делаем выводы из рассуждений главной части:
  1. Доказываем, что этот эпизод - композиционный центр романа.
  2. Какую роль играет эпизод в описываемых событиях романа? Делаем вывод.
  3. Какую роль эпизод играет в судьбе главных героев романа (говорим о тех героях, о которых речь шла в пункте 1-м главной части)? Делаем вывод.
  4. Как выразились в эпизоде взгляды Толстого на роль личности в истории, на причины военных побед и поражений? Делаем вывод.
Обратите внимание! Работая над сочинением, в том числе и над анализом эпизода, составляйте план рассуждений. Проблемный план предпочтительней, так как позволяет сразу сформулировать проблемные вопросы, развернутые и доказательные ответы на которые составят основную часть вашей работы.


  1. Следует помнить, что далеко не все пункты этого плана должны быть обязательно проработаны в сочинении: все зависит от характера эпизода и наличия в нем материала для анализа. Выбор пунктов и содержание работы целиком зависит от вашей читательской зоркости, умения определить в эпизоде главное, без чего анализ не будет полным, а также вашего внимания и степени подготовки.
  2. Сочинение, посвященное анализу эпизода, следует начинать с общей краткой характеристики содержания произведения.

Рекомендации к теме теория >>

Написание сочинения - одна из самых важных и сложных задач в вашем обучении.
Рассмотрим значение слова "сочинение": в его состав входит корень "-чин-", имеющий значение "порядок, иерархия". То есть, сочинение - это упорядочение мыслей, приведение их в надлежащий порядок, продиктованный выбранной темой и материалом анализа.
Сочинение по литературе - это особый школьный литературоведческий жанр, в первую очередь, письменный анализ литературных произведений, и начинать работу над ним надо с малого, например, с анализа эпизода. Научившись этому, вы освоите специфику обращения с художественным текстом, отработаете на небольшом по объему материале навыки литературного анализа, потому что анализ эпизода - это анализ литературного произведения в миниатюре. Кроме того, чтобы глубоко и полно раскрыть в сочинении многие темы, нужно уметь кратко или подробно анализировать некоторые эпизоды или сцены произведения.

http://shkola.lv/index.php?mode=lsntheme&themeid=30

Комментариев нет:

Отправить комментарий