Поиск по этому блогу

воскресенье, 17 февраля 2013 г.

А5.№7 (2015). Нарушения синтаксических норм (дополнительный материал)














Ошибки в построении словосочетаний
(нарушения синтаксических норм)

Ошибки в согласо-вании













1.Неправильное использование сказуемого при подлежащем, выраженном собирательными существительными

Молодежь собрались в парке (вм. собралась)
Стая лебедей летели (вм. летела)
Большинство участников собрания проголосовали (вм. проголосовало)
2.Неправильное употребление числа сказуемого



Чтобы приносить пользу Родине, нужно знания, честность (вм. нужны)
Там жила старая бабушка и ее внук
(вм. там жили)
3. Согласование обобщающего слова и однородных членов


На конференции присутствовали делегаты из следующих городов: Красноярск, Москва, Орел… (вм. Красноярска, Москвы, Орла)
 Ошибки в управ-лении

1. Употребление неверно выбранного падежа
Заведующий кафедры (вм. заведующий кафедрой)
Летать вертолетом (вм. на вертолете)
Плыть лодкой (вм. на лодке)
Согласно приказа (вм. приказу)



Ошибки в  построении простого предложения
(нарушения синтаксических норм)

Ошибки в построении простых неос-ложненных предложений
1. Личное местоимение дублирует подлежащее
Это автор, он всегда ставит острые вопросы.
2. Расположение слов в предложении, не соответствующее грамматическим нормам русского языка
Ученики четко должны усвоить понятия (вм. должны четко усвоить)
Была организована выставка работ детей из природного материала (вм. выставка детских работ из природного материала).
Ошибки в построении простых пред-ложений, ослож-ненных однородны-ми членами
1. Рассогласование времен

Учебник дает знания, научит выделять главное (вм. дает, учит).
2. Объединение в одном ряду однородных членов родовых и видовых понятий

Он принес плоскогубцы, инструменты, молоток и гвозди.
В зоопарке мы видели птиц, страусов, слонов.
3. Парное сочетание несопоставимых понятий
Родители и друзья, коллеги и дети, поздравляем вас…
4. Несочетаемость опорного слова и одного из компонентов однородных членов
Проявления заботы и помощи радовали всех (нельзя проявлять помощь).
5. Объединение в качестве однородных полных и кратких форм прилагательных
Комната просторная и светла.
Ошибки в построе-нии  предложений, осложненных причастными и деепри-частными оборотами
1. Ошибки в построении  предложений с причастными  оборотами
Автор знакомит нас с Базаровым, ведущего трудовой образ жизни. (вм. ведущим)
Полученные нами знания, умения и навыки при освоении русского языка… (отрыв причастного оборота от определяемого слова)
2. Ошибки в построении  предложений с деепричастными оборотами
Проезжая мост, у меня закружилась голова (главное и дополнительное действие относятся к разным лицам)
Проезжая мост, мне стало грустно (нельзя употреблять деепричастный оборот в безличном неинфинитивном предложении)
Убежав от родителей, мальчик был найден… (два субъекта действия)












Ошибки в построении сложного предложения
(нарушения синтаксических норм)

Ошибки в построении сложносочинен-ного предложения

1. Употребление противительных союзов вместо соединительных

Тигр вскочил на спину слона, но задел лапами дрова, но дрова упали на него.
2. Употребление лишнего союза
Онегин знал, что не нужно идти на дуэль с Ленским, но однако ничего не сделал, чтобы остановить поединок.
Ошибки в построении сложноподчи-ненного предложе-ния

1. Одновременное употребление подчинительных и сочинительных союзов


Как только перестал дождь, и мы отправились домой (Ср. Как только перестал дождь, мы отправились домой; или: Перестал дождь, и мы отправились домой)
2. Пропуск указательного слова Неоправданный эллипсис)

В армии Петя просился (?), где опаснее.
3. Тавтологическое употребление союзов и союзных с лов, нагромождение придаточных частей
Когда утром казаки встали, Тарас удивился, когда увидел, что среди казаков нет Андрия.
4. Употребление разнотипных придаточных частей в качестве однородных


Дано указание:
- о замене труб;
- командировать инструктора;
- оплата расходов (надо:                   о замене…,                                               о командировании…,                                об оплате.
Последнее, на чем я остановлюсь.
5. Конец предложения смещен по отношению к началу
, это на вопросе об использовании цитат
Я слышу о том, что… (вм. слышу то, что)

Ошибки в построении сложного синтаксического целого
(нарушения синтаксических норм)

Нарушение смысловой и грамматической спаянности частей















1. Неудачный зачин (сложное синтаксическое целое начинается с предложения, которое содержит указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует)
В тексте раскрыта также проблема чести




2. Ошибки в построении средней части:
- сближение относительно далеких мыслей в одном предложении


- отсутствие последовательности в мыслях


- использование структурно однообразных предложений

- основная часть содержит ненужные, не имеющие отношения к теме сведения





- содержит смысловые повторы
Простакова всячески издевалась над крепостными. Она заботилась о воспитании и обучении Митрофанушки.
Простакова воспитала из Митрофанушки грубияна. Комедия Фонвизина имеет большое значение в наши дни.
Я провел лето в деревне. Я помогал бабушке. Мы собирали грибы и ягоды. Мы купались в речке.
Вместо рассуждения о проблеме текста, поднятой его авторм Михалковым: «Автором данного текста является Михалков. Как известно, он известный писатель, писавший стихи, басни, рассказы, повести. Они пользовались большой популярностью у детей…
Проблема, поставленная в тексте… Итак, проблема заключается в том, что…





3. Неудачная концовка (дублирование вывода)



Итак, Простакова своей любовью к сыну вредит ему. Таким образом, она своей любовью воспитывает в нем лень, распушенность, бессердечие.

Ошибки в употреблении параллельных синтаксических конструкций
(нарушения синтаксических норм)
Ошибки в построении  простых предложений вместо сложных и наоборот
1. Употребление конструкций с причастными оборотами вместо более целесообразного использования сложного предложения с придаточным определительным

Вдали виднелись сосны, покрытые снегом, сверкавшим на солнце, играющем своими лучами
(Ср.: Вдали виднелись сосны, покрытые снегом, который сверкал на солнце, играющем своими лучами)
2. Употребление конструкций со словом который вместо придаточных оборотов



В тексте подняты вопросы, которые очень важны, которые связаны с ценностями русского народа.
(Ср.: В тексте подняты вопросы, которые очень важны, связанные с ценностями русского народа)
3. Ошибки в построении конструкции с деепричастным оборотом, употребленном в безличном или неопределенно-личном предложении
Находясь в Болдине, Пушкиным была окончена 9-я глава.
(Ср.: Когда Пушкин находился в Болдине, он окончил…)











Комментариев нет:

Отправить комментарий